Полярный Урал. Конец лета 2011

Интерес к любым вещам зависит от рекламы. Так и в Полярный Урал я влюбился сначала по рассказам других путешественников. Ни про один другой регион не пишут с большей нежностью и любовью, чем про Полярный Урал. А окончательно свёл меня с ума рассказ «Транс Урал 89» Николая Александрова. Каждое ущелье, каждый перевал описан у него невероятно красочно и вкусно. Я прочитал рассказ в конце июня и, несмотря на то, что мы с женой уже неделю отгуляли в мае, неделю в июне и собрались на две недели на Белое Море в июле, решил выкроить пару недель и в августе. К тому же один замечательный человек, Михаил Трусков, описал оптимальный маршрут для начинающих — простой, короткий и красивый: по р. Собь от пл. 110 км до Харпа с радиальными вылазками на озёра плато Рай-Из и по ручью Восточный Нырдвоменшор до Нефритового водопада с восхождением на гору Сфинкс.

Полярный Урал восхождение
Полярный Урал — это там, где начинается (если хотите, заканчивается) граница Европы и Азии. Не смотря на то, что туда нет туров, там нет гостиниц, там не бегают за экскурсоводом стайки туристов, на Полярный Урал очень легко попасть: 2 дня на поезде и ты в горах в глуши и никого вокруг. Наш короткий маршрут пролегал по р. Собь от пл. 110 км до Харпа с радиальными вылазками на озёра плато Рай-Из и по ручью Восточный Нырдвоменшор до Нефритового водопада с восхождением на гору Сфинкс.

Полярный Урал конец лета
Нас 6 человек и мы не просто хорошие и близкие друзьями, но каждый из нас представлял особую силу. Алексей Виноградов — это мега-мозг, взял на себя роль завхоза и подготовил очень много грамотных вещей, которые сделали быт похода намного комфортней и проще. Антон Прорешный — это убойная сила, умеет и может всё. Он отличился неистовой заготовкой дров, сбором грибов, лука, щавеля, чабреца и прочих трав, приукрасив наше питание дарами природы, а также чутко управлял катамараном в роли боцмана. Антон Желябин — это младшая убойная сила, никогда не устаёт, без оглядки бросается в любую историю. Оказывал безотказную помощь и поддержку во всём. Моя жена Зоя и жена Прорешного Оля, — это не только красота нашей команды, но и полноценные участники похода. Вёсла, рюкзаки, костёр — за всё они брались наравне с нами без капризов и жалоб. Я, Михалис Овчинников, выступил в роли капитана, отвечая за генеральную линию похода и навигацию. Для хорошей команды нужен хороший корабль, и совершенно случайно я наткнулся на подходящий катамаран Иркут 4(+2) с рамой. Хозяин купил его год назад, так ни разу и не использовал и продавал за ненадобностью.

Мы с Виноградовым — убеждённые «дировцы» (от англ, DIR — Do It Right — делай это правильно), это значит, что мы радуемся, когда всё сделано грамотно. Давно мы обсуждали питание в походе и наконец-то невероятными Лёхиными усилиями нам удалось добиться удовлетворившего нас результата. Почти 100% продуктов мы купили в сублимированном виде продукции Гала-Гала. Ночи напролёт Лёха сортировал их по пакетам на каждый приём пищи и распределял по членам команды. В итоге каждый получил мешок с несколькими пакетами: в каждом завтрак, обед, полдник или ужин одного из 10 дней. Задумано всё так, чтобы приготовление пищи занимало минимум времени, блюда чередовались и не надоедали и продукты заканчивались постепенно у всех (у девочек, конечно, быстрее). Другой важный пункт в организации быта — это мытьё посуды. Решили, что дежурные моют за всеми (один раз помыл — и несколько дней балдеешь). Большой плюс к уровню комфорта при мытье посуды — прорезиненные перчатки!

Думая о безопасности, мы взяли спутниковый телефон и сообщили в МЧС ЯНАО и Салехардский спасотряд о плане нашего похода. Для отпугивания медведей взяли на каждого по фальшфееру.  Для навигации у меня была подробная распечатаннаяикра рта и не очень подробная карта в навигаторе. Компасы у нас тоже были, но, ввиду узнаваемого ландшафта и исправной работы Гармина, использованы они не были.

Я понимал, что в Заполярье осень наступает рано, но у нас никак не получалось выехать раньше 21-ого августа. Знающие люди говорили, что мы рискуем если не попасть под снег, то под дождь-то уж наверняка. Я сомневался, понравится ли путешествие в холод, дождь и снег моим друзьям, а главное — моей жене, не завершится ли наш полугодовалый брак после такой поездки. Я отслеживал погоду целый месяц, и когда за неделю до поездки прогнозировали беспросветно облачно  и 10-13 градусов с динамикой на похолодание, я судорожно начал искать альтернативу и присмотрел неплохой маршрут по Южному Уралу. Когда я поделился сомнениями с Виноградовым, он сказал, что путешествие «по краю карты» не может заменить поездка «в центр карты», а бывалые полярники заверили, что мы получим уйму впечатлений при любой погоде. Назад дороги нет, билеты куплены, и 21 августа наши тела отправились догонять наши мысли.

Путешествие на Полярный Урал
Двое суток в поезде, которые с отличной компанией никак не назовёшь тяжёлыми, ещё и скрасила 40-минутная остановка в г. Котлас. Мы успели сходить на речной вокзал и полюбоваться на Северную Двину. Эту реку перестали использовать как транспортную артерию, из-за отсутствия ухода за ней уровень воды, судя по причалу,  упал метра на 4!  Мы сфотографировались у памятника Ленину и полазали по стоящему на площади паровозу.

Полярный Урал на поезде

1 день. 23 августа.
Поезд пересекает разрозненный хребет Уральских гор, и мы оказываемся в Азии. Серые громады проплывают под обещанным облачным небом, но дождя нет, что радует. Выгрузились за 24 секунды. С нами вышел странный турист-пешеход, отправлявшийся в одиночку по невнятному маршруту. Пожелав ему удачи, мы переместились к реке, которая течёт параллельно ж/д.

Полярный 110 км туризм
Рама катамарана представляла из себя 12 двухметровых балок, которые мы связали шнуром с металлическим сердечником и укрепили скотчем. В комплекте была палуба — два куска плотного тента с люверсами, но покрывали они едва треть катамарана. Для оставшейся палубы я купил в Декатлоне дно палатки, которое, как вы понимаете, не рассчитано на растяжение, и только после того, как два Тохи армировали края найденной алюминиевой проволокой и подложили несколько палок, наша палуба перестала рваться от веса рюкзаков. Баллоны были однокамерными с простой затычкой, которую было очень сложно вынимать. Мы много раз «ловили слоников» (когда цепляешь баллонами камни, звук похож на плач слонят) и протаскивали через каменистые мели, но не получили ни одной хоть сколько-нибудь серьёзной царапины. Четыре часа мы собирали катамаран, и перед тем, как спустили его на воду, из-за туч выглянуло низкое солнце и залило всё вокруг тёплым светом, как бы желая нам доброго пути.

Сплав по реке Собь на катамаране
Через сотню метров мы сели на мель, пришлось спешиваться и волочить катамаран с вещами и забывшими резиновые сапоги товарищами. До впадения реки Большая Пайпудына такие волоки происходили очень часто.

Световой день заканчивался, а мы хотели разбить лагерь засветло, поэтому сразу стали искать место стоянки. Через 8 км мой навигатор показал справа ручей Нырдвоменшор. Я удивился: по идее это и есть место нашего базового лагеря, но мне казалось, оно должно быть сильно дальше. Т.к. стремительно смеркалось, я решил ночевать тут, а с утра разобраться с навигацией. Мы с Желябиным пробежались разведать периметр и наткнулись на двух огромных, размером с добрую овчарку, зайцев. Перед тем, как убежать, они оценили нас долгим взглядом, как бы сомневаясь, несём ли мы опасность или нет. Видимо, человек тут — не такое частое явление.

Нырдвомен-Шор Полярный Урал

2 день. 24 августа.
Сориентировавшись по карте, я понял, что этот Нырдвоменшор — Западный, а нам нужен Восточный, который километрах в 20 ниже по течению. Решили перенести обед на час раньше и отплывать после него. А пока мы с двумя Тохами пошли прогуляться. Ребята собирали грибы, а у меня разбегались глаза, точнее, объективы на окружающую красоту. Осень раскрасила яркими красками полярную растительность, а солнце, выглядывая из-за свинцовых туч, фрагментарно «поджигало» склоны гор, низкие ели и карликовые берёзки. Я мог бесконечно снимать, не сходя с места. Мы набрали кучу грибов и несколько десятков кадров.
Массив Рай-Из Полярный УралРека характерно расходится на широкие плёсы, заканчивающиеся долгими мелкими перекатами, и узкие стремнины с сильным течением, с подмытыми берегами, с которых свисают покосившиеся кусты и деревья. Одним таким деревом всю нашу команду чуть не смахнуло в воду. Искупаться пришлось Желябину: его за весло «схватила» земля и выдернула из катамарана.
Поворот за поворотом — и вот справа мы увидели огромную выемку на плато. Я сразу узнал котловину знаменитых озёр. И точно, справа впадает Восточный Нырдвоменшор. На берегу мы увидели дяденьку в старой защитной одежде и резиновых сапогах. Мы остановились ниже по течению, и я пошёл знакомиться. Матёрые туристы из Воркуты пригласили нас на обжитую большую стоянку, угостили компотом из свежих ягод. Один из них всю жизнь работал геологом, он сказал, что всегда удивлялся, глядя на туристов из окна вездехода или вертолёта, и думал: «Чтоб я под рюкзак, за свои же деньги, никогда!!!» После выхода на пенсию его потянуло обратно в горы. Мы долго разговаривали про путешествия и проболтали бы до утра, если б не ранний подъём завтра, ведь нас ждало восхождение к озёрам и заброшенной метеостанции Рай-Из.

Массив Рай-Из Полярный Урал

3 день. 25 августа.
После раннего завтрака поднимаемся к озёрам. Наши соседи-туристы рассказали про удобные тропы, также у меня было описание Михаила Трускова, карта и GPS. Всё равно мы заплутали. Это из-за невнимательности: мы свернули с берега раньше, на другой ручей. Только пройдя половину пути, я увидел на навигаторе, что мы не там, где надо. Свернули налево, продрались через лес, вышли к огромной поляне с остатками больших железных машин. Для чего они предназначались, непонятно. Поляна покрыта зарослями  голубики, мы застряли там на час. Крупная, сочная голубика и её очень много. Если собирать в стакан, то он наполняется ягодами с двух-трёх кустиков. Я под конец перестал собирать ягоды руками и начал ползать под кустами, открыв рот,  а ягодки сами тебе в рот падают!

Река Собь сплав
После приличной задержки на поляне мы двинулись дальше. Стали забирать в гору, в надежде выйти к намеченному маршруту по диагонали, но вскоре наш путь преградило ущелье-каньон безымянного ручья с симпатичным озерком внизу. Мы отдохнули, любуясь видом, и решили обходить каньон по траверсу, т.е. пройти не меняя высоту в глубь массива, перейти ручей и вернуться на диагональный маршрут. Справа от озера мы заметили странный прямоугольный камень, но решили осмотреть его на обратном пути. Вскоре нам встретилось ещё одно небольшое ущелье, в теневой части которого мы увидели снежную глыбу размером с пол-катамарана, причудливо подточенную со всех сторон водой, ветром и солнцем.

Поход в горах Полярного Урала
Диагональный выход на озёрный ручей становился всё круче и круче. Начиналось реальное скалолазание. Я сокрушался, что Зоя плохо себя чувствовала и осталась в лагере. Ей бы тут очень понравилось. Мы вышли на русло ручья почти у самого его начала, где он обрывается с края котловины симпатичным водопадом.

Водопад на Полярном Урале
Мы перешли на правую сторону ручья и расположились на берегу озера, скрытом от ветра скальными глыбами и согреваемом ласковым солнышком. Пока дежурные готовили обед, я прилёг на мягкий мох и уснул. Проснувшись, я увидел Виноградова, вытирающего мокрую голову, и двух раздетых Тох, готовящихся нырнуть в полярное горное озеро. Пронеслась фраза: «Да не, нормальная глубина…». Оба друга синхронно рыбкой вошли в воду, но через секунду Желябин встал на ноги, обернулся к нам. Мы были в ужасе! Всё его лицо было в крови и казалось, что нет живого места! Но еще более жутко было оттого, что Прорешный всё ещё не всплыл, а не двигаясь скользил под водой от берега. «У меня что-нибудь есть на лице?» — спросил Желябин, но никто не ответил. Все следили за Прорешным. Всё казалось очень и очень долго, хотя заняло считанные секунды. Прорешный всплыл без видимых повреждений, но пожаловался, что планета Земля ударила его по рёбрам и, видимо, по видеокамере gopro, которую он держал в руке, чтоб запечатлить свой подвиг. После этого прыжка камера перестала видеть карту памяти, и после колдовства технического директора телекомпании, где я работаю, удалось восстановить процентов 10 отснятого материала. В воде на камнях были видны места, о которые обтёрлись наши ныряльщики. Так вот, об один единственный камень Желябин распорол себе запястье, бровь, переносицу, подбородок, голень и ушиб плечо и бедро. Около часа Виноградов, врач экспедиции, приводил в порядок молодого бойца. Солнце начало клониться к закату, а нам ещё надо было подняться на плато и дойти до метеостанции. Мы рванули, как стадо горных животных (Оля осталась ждать у озера), перепрыгивая с камня на камень, с валуна на валун. Каждый подъём казался последним, но за ним опять открывалась груда камней, на которые надо было карабкаться. Как мы ни бежали, до метеостанции было далеко, и до точки, с которой выгодней всего можно было сфотографировать оба озера и реку внизу на заднем плане, было тоже далеко, и если не развернёмся сейчас, не успеем спуститься засветло и вернуться к назначенному сроку в лагерь, где Зоя будет волноваться и бить тревогу.

Озёра на Полярном Урале
На обратном пути мы заметили, как лёгкое облако зашло в котловину через открытый край и растворилось. Потом облако накрыло нас и ненадолго мы потеряли зрительные ориентиры. Это было забавно. Спускались по левому берегу ручья и потом свернули к нижнему озерцу, на берегу которого видели странный камень. Это оказалось могилой! На плите была фотография мужчины, но ни имени, ни дат не было. Потом мы поплутали по болоту и уже затемно вышли к лагерю. Зоя только что начала волноваться, но вызвать МЧС ещё не успела.

Гора Сфинкс Полярный Урал

4 день. 26 августа.
Поход на Полярный УралПогода благоприятствовала. По плану у нас пешая заброска в горы вверх по ручью Восточный Нырдвоменшор. Нам говорили, что можно пройти по берегу Соби чуть ниже и повернуть на дорогу, которая в дальнейшем пойдет по руслу ручья. Я подумал, что нет смысла делать крюк, можно пойти напрямую по ручью. Оказалось, что удобный берег быстро заканчивается и дальше приходится продираться через жуткие дебри. Мы шли целый день в темпе 15/5 с 2-х часовым перерывом на обед, который мы сделали в русле высохшего ручья, спадающего со склона плато Рай-Из. Наша цель — водопад Нефритовый, который даёт начало обоим Нырдвоменшорам: Западному и Восточному. А также гора Сфинкс. В этой местности мало растительности, мало ровного места, и нам с парнями пришлось много побегать в поисках места под лагерь. Нашли яму, которая в дожди, вероятно, становится озером. Там мы были защищены от ветра и были недалеко от интересующих нас объектов.
Сегодня у Антона Прорешного день рождения. Подарок ему мы подарили заранее, в поезде (всем было неохота таскать на себе чужой фотоаппарат))), а вот торт и поздравления вручили ему как раз сегодня.

Массив Рай-Из Полярный Урал

5 день. 27 августа.
Нефритовый водопад Полярный УралЗавтракали мы долго и лениво, видимо, из-за этого начал накрапывать дождик. Налегке мы пошли к водопаду. Я был в резиновых сапогах и прыгал по ручью, с берега на берег, в поисках красивых кадров. В итоге залез на противоположный склон и поснимал нашу группу. Дошёл до большого снежника, поснимал его на фоне водопада, потом сел на снежник попой и прокатился несколько метров, получив неожиданную порцию радости. У водопада пытались найти нефритовые камешки, но никто не знал, как они должны выглядеть, и все камни казались нефритами. На обратном пути спрятались от дождя в вагончиках-балках бывшей базы геологов. Сейчас они поддерживаются туристами. Мы обнаружили печку, дрова, большой запас еды и кучу записок. Я впечатлился рассказом двух бродяг, пришедших сюда под новый год. Они чудом нашли и откопали балок.
Мы затопили печь, переждали дождик. Приятно, что непогода никогда не трогала нас в неподходящее время: ни во время сплавов, ни переходов, ни восхождений. А в домике с печкой это даже приятно! После дождика Урал порадовал нас радугой.
На завтра запланировано возвращение к реке и катамарану, но до отхода мы с парнями решили сделать восхождение на Сфинкс. Поэтому отбой сегодня в восемь.

Полярный Урал восхождение

6 день. 28 августа
Подъём в 5 утра. Легкий завтрак — и ещё затемно вышли к горе. Ещё вчера Виноградов присмотрел удобный переход через бурный ручей, но сегодня в темноте не сразу смог его найти. В итоге все перебрались кто где и кое-как, устроив беспорядок в команде. Альпинизм на Полярном УралеРассвело, когда мы подходили к подножью, как и было запланировано. Облака висели прямо над нами, скрывая вершину. Нам не терпелось ринуться в бой, но в тактике восхождения наблюдались разногласия. Прорешный говорил, что надо ломиться напрямую, Виноградов считал, что по прямой мы попадём на сыпуху, и предлагал подниматься слева по пологому склону (который потом оказался гребнем) и требовал от меня решения. Мне казалось, что на схеме, которую я оставил в балке геологов, маршрут был нарисован ещё левее, т.е. за гребнем, но обходить гору вокруг ни у кого из нас желания не было. Решили подниматься по диагонали, т.е. сначала по сыпухе, а потом по гребню (как мы убедились потом, это самый сложный путь на эту гору и характеризуется 2-ой категорией сложности).

Горы Полярного Урала альпинизм

Мы прошли первый уровень облачности и увидели настоящий спектакль природы: пейзаж непрерывно менялся, то мы видели только облака внизу и наверху, а посередине солнце, то откроется лента ручья, то дальние снежные горы, то наш лагерь. Я то и дело останавливался фотографировать. Ещё я был немного зол на команду, которая хаотично разбрелась по склону, а особенно на Прорешного, поэтому я именно его заставлял перебегать с места на место с рюкзаком, чтобы встать в кадр в нужной мне точке, зато у него теперь серия фотографий «Я — покоритель гор»)))

Полярный Урал альпинизм
Когда мы перешли за склон, то увидели, что камни, скрытые от солнца, покрыты корками льда. Антон показал мне интересный камень с повторяющей его рельеф коркой льда, но отстающей от него сантиметров на 5, но передать всю красоту на фото мне не удалось.

Полряный Урал горы
Около 9 мы поднялись по гребню на вершину и с ужасом обнаружили, что это не совсем то, что мы думали! Мы забрались на восточную вершину, а главная была через седловину дальше. Навигатор показывал 980 метров над уровнем моря. Блин, даже километра не набрали. Так думал я, но обратил внимание на друзей. Они стояли, как завороженные, и смотрели по сторонам. Мы были выше всего на триста… ну 320 градусов вокруг! Это было захватывающе!

На вершине Поряный Урал
Мы дышали полной грудью, хотелось прыгать и кувыркаться, как дети. Мы были рады нашей маленькой победе, победе над собой, над своей ленью и слабостью. Мы могли бы взойти и на главный пик (это заняло бы час), но мы уже и так слегка выбились из графика и решили оставить его на когда-нибудь потом. Ледники Полярного УралаСпускались по южному, достаточно пологому склону, общему у двух вершин. Сначала было скользко из-за инея на мхе, а потом мы дошли до снежников. Я много раз слышал, что по снежникам ходить нельзя ни в коем случае, но вот почему, я не помнил. Поэтому мне не удалось отговорить парней спуститься по первому снежнику на подпопниках. Убедившись, что это достаточно безопасно, мы слетели вниз: кто на попе, кто на ногах. Замеряли скорость: Прорешный развил на своих гоночных кроссовках (совсем без протектора) 19 км/час!  Взглянув снизу вверх, мы поняли, чем это может быть опасным: под снежником течёт ручей и размывает его изнутри. Можно очень неприятно провалиться! Разгорячённые быстрым спуском мы заметили хлопья снега, падающие с солнечного неба. Вот такая удивительная природа! Благодаря снежникам мы спустились в три раза быстрее, чем поднялись, и  несмотря на большой крюк по долине, мы пришли в лагерь в запланированное время.

Ледник на Полярном Урале
Мы доели оставшийся завтрак и выдвинулись в обратный путь к реке, катамарану, гитаре и прочим вещам, оставленным в лагере. Мы не стали ничего прятать, написали только записку с просьбой ничего не трогать. С собой у нас были только сегодняшние обед с полдником, и если вещи окажутся украденными, придётся срочно эвакуироваться. Дорога назад показалась легче, как-никак вниз! Шли в том же темпе: 15 минут идём, 5 минут отдыхаем. Перед лагерем набрали кучу грибов.
Вещи оказались нетронутыми, и мы приятно поужинали и попели под гитару.

Лагерь на Полярном Урале
Лагерь на Полярном Урале поход

7 день. 29 августа
Весь наш маршрут был завершён. Я специально оставлял пару дней на случай дождя, но так как с погодой нам повезло, у нас оставалось время осмотреть Лабытнанги и Салехард. Было два варианта: сегодня добраться до Харпа (конечной точки водного маршрута) и ночевать в гостинице в Лабытнанги или сегодня не спеша попрощаться с рекой, переночевать в «подхарпье», чтоб завтра утром быстро доплыть до Харпа и за день всё осмотреть. Решили сэкономить на гостинице и на переездах с катамараном, да и расставаться с рекой не хотелось. Итак, мы спим, отдыхаем и отплываем после обеда. Солнце ласкает нашу команду, мы пьём вкуснейшую воду прямо из реки и не можем напиться. Когда по навигатору до Харпа осталось 5 км, стали искать место стоянки. Берега тут поросли кустарником и хорошее место найти непросто. Мы несколько раз выбрасывали десант на разведку, и один раз десант пропал… нарвался на заросли смородины. Потеряли час, но вскоре нашли волшебное место на правом берегу среди берёз с удобной парковкой для катамарана в заводи. Мы всю дорогу на воде играли в бар: черпаешь воды из реки и говоришь — это молоко парное! А кто-нибудь тебя просит, например, пинаколаду — ты выливаешь молоко и черпаешь уже желаемый коктейль! Очень весело и вкусно. А вечером у костра Желябин передаёт мне кружку и я вижу на дне лёд… Ничего себе, думаю, Тоха лёд для коктейлей нашёл! И сразу же ужасаюсь — вода замёрзла!!! В то же время стоит полный штиль и заморозки не чувствуются. На безоблачном небе ярко сверкали звёзды, и мы не могли налюбоваться.

Полярный Урал лес палатка

8 день. 30 августа
Мороз и солнце! Что может быть чудесней? Все травинки, листочки и веточки были покрыты инеем. Полярный Урал первые заморозкиСклоны плато Рай-Из покрылись снегом. Все палатки и палуба катамарана были покрыты корочкой льда, а вода в заводи замёрзла! И всё это на фоне залитой солнцем листвы. К чаю Тохи приготовили овсяное печенье — большое, размером со сковородку. Сплавлялись, пригреваемые солнышком, и вскоре вошли в территорию посёлка Харп, известного тюрьмами строгого режима. Мы проплывали вдоль высокого забора с пулемётчиками, а за колючей проволокой горел золотом купол церкви. Причалили у левого каменистого берега. Пока народ разбирал катамаран, я сходил на остановку маршруток и договорился о трансфере на вокзал Лабытнанги за 800 руб. Когда я вернулся к берегу, увидел наших парней, дерущихся 5 метровыми катамаранными баллонами. Сдувать эти баллоны через маленькую дырочку — это тоже удовольствие! Мы лазали и катались по ним, как дети.
Газель подъехала прямо к берегу по камням и колдобинам, и я ещё раз отметил себе, что надо будет обязательно купить себе Газель. Дорога в Лабытнанги идёт по тундре и лишь вдалеке виднеются снежные вершины массивов Рай-Из и Пайпудыны. На небе ни облачка, так Полярный Урал прощался с нами, влюбившимися в него и получившими взаимность.

Лабытнанги вокзал
Вокзал Лабытнанги ультрасовременный — тут есть лифт, камера хранения, душ, но всё работает почему-то с 6 вечера. У вокзала начинают собираться туристы-охотники, несколько групп из разных уголков России. Ребят из Пензы я попросил присмотреть за нашими вещами, пока мы сгоняем в Салехард. На двух маршрутках добрались до пристани. Паром через Обь бесплатный!

Паром через Обь Салехард Лабытнанги
Стоя на палубе, я вспомнил ощущения, которые испытал на реке Евфрат в Сирии: в школе мне казалось, что эта река из древней истории  какая-то мифическая, типа страны Оз, и увидев её вживую, мне показалось, что произошло какое-то чудо. Получается, что и река Обь из уроков географии тоже была для меня мифической, и мне не верилось, что я её вижу. Уже с реки виден огромный металлический мамонт — символ города. Мы с удовольствием сфотографировались с ним. Потом на маршрутке доехали до центра города. У нас была цель поужинать в кафе, и Лёха заметил, что на верхотуре моста через маленькую речку — конструкция, похожая на ресторан.

Салехард ресторан Факел на мосту
Около лифта замечательное объявление: «Лифт не ломать. Штраф 550 000 рублей». Такие вот северные порядки. Наверху оказалось очень приятно и цивильно. Мы даже засомневались, что нас, пахнущих костром и в потёртой туристической одежде, туда пустят. Но, то ли оценив мой неприлично большой объектив, то ли потому, что, кроме нас, посетителей никого не было, нас проводили за столик и были с нами удивительно вежливыми.  Мы поглазели с высоты на маленький, но очень ухоженный город, попробовали национальных блюд, таких, как охотничий суп с лосятиной, жаркое из оленя и какую-то рыбу.

Мамонт Салехард берег
Сытые и отдохнувшие, мы вернулись в Лабытнанги. На вокзале открыли душ и мы с удовольствием смыли с себя аромат похода. Наш поезд уходит в 8 утра, но прибывает он в 8 вечера и стоит на платформе всю ночь. Наша цель — вписаться на свои места вечером и переночевать в поезде. С такими же идеями встречали поезд несколько групп, описанных мной ранее,  и проводница с удовольствием пустила всех за 300 руб с человека.

Перед сном мы играли на гитаре. У нас в репертуаре было 5 песен, из них «Забери меня с собой» у нас очень складно получалась, и мы пускали её в ротацию через одну-две. Несмотря на скудную программу, охотникам очень понравилось наше выступление, и они угостили кедровыми шишками.
Двое суток в поезде в этот раз прошли под игру «цивилизация». За окном всю дорогу лил дождик, и мы чувствовали, что лето закончилось. Мы разглядывали на карте пройденный маршрут и намечали путешествие на следующий год. Очень хочется посмотреть всё-таки метеостанцию Рай-Из, пройтись по плато, перейти ручей Кердвоманшор и подняться на ледник «Романтиков», взойти на главную вершину Динозавра и дальше за пределы нашей карты в прекрасную страну Полярный Урал.

Кроме красот и удачной погоды мне, как идеологу этого похода, невероятно повезло с компанией. У нас не было принципиальных разногласий, споров, конкуренции, нервных срывов и пр. Все получали удовольствие и помогали получить это удовольствие другим. Спасибо вам, друзья!

P.S. Мой полугодовалый брак не пострадал, скорей наоборот. Зое было тяжело в походе, но по возвращении она заявила, что хочет обратно — к горам, палатке, путешествиям.