Водный поход по реке Собь на Полярном Урале.

Водный поход по реке Собь на Полярном Урале. Собь – Харп — Катровож. 17 – 31 июля 2014.

Участники: семейная пара — Олег и Галина, две «охранных» собаки — Лада и Рома.

001

Плавсредство: байдарка «Свирь»

Наш поход можно четко разделить на две части: до Харпа и после Харпа. Хотя расстояние от ст.Собь до поселка Харп 46 км, а от Харпа до деревни Катровож больше 110 км, мы посвятили каждой части по неделе.

Часть 1: ст.Собь – Харп.

В этой части Собь течет среди красивейших гор севера Уральского хребта. Она неширокая, много галечных островов, мелей и проток. Со стоянками проблем нет, остановиться можно и на галечных пляжах, и на уютных полянках в прилегающем лесу. Лес состоит преимущественно из лиственниц и берез. Встречались целые поля карликовых берез. Растут цветы.

002

003

004

005

006

Про темноту мы забыли. На первых двух стоянках где-то в час ночи по-местному одновременно любовались закатом на западе и рассветом на востоке. На Райизе были шикарные закаты.

007

Урал встретил нас прохладой (около 10 градусов), но потом потеплело. Дождь был один, и тот ночью. Гнуса и мошки не было, но были комары наплывами.
Начитавшись, что Собь река простая, и пройдя несколько перекатов, мы окончательно расслабились и потеряли уважение к Соби. А реки этого не прощают. Результат не заставил себя долго ждать: сильное течение, резкий поворот, прижим и, как следствие, оверкиль. Дав нам «щелчок по носу» Собь над нами смилостивилась. Нам «включили» солнышко, ветерок.

009

Рядом была стоянка. Судя по ее состоянию, киляются тут с завидной регулярностью. Мы потеряли только собачий ошейник. Даже весло, которое я упустила, было найдено через пару часов. Дальше мы плыли очень аккуратно, предпочитая мелкие протоки прижимам.

010

На Райизе мы остановились в устье ручья Восточный Нырдвоменшор на правом берегу Соби. Стоянка находится за кустами и с воды не видна. Там мы остановились на три ночи. Выучили название ручья «НЫРнули ДВОе МЕНтов в ШОРтах», сходили на Райиз и на Нефритовый водопад.
Первоначальной целью было дойти до горных озер, которые находятся в каре (впадине) плато Райиз. Райиз обозначает «красные горы». И они действительно красные, особенно в свете заходящего солнца.

011

Кара с озерами видна издалека. Из нее вытекает Водопадный ручей.

012

013

Часа полтора у нас ушло, чтобы дойти до подножия Райиза. Никакой явной тропы мы не нашли. Шли через лиственничный лес, заросли карликовых берез просто по направлению на кару. Вышли на вездеходку, прошли по ней немного и оказались на красивой равнинке с редко растущими лиственницами и разбросанными камнями.
014

015

Потом еще немного прошли по лесу и оказались у подножия гор.

016

Перед нами было два ручья. Левый ручей (спиной к горам) имел красивый снежник, правый ручей вытекал из озер в каре. Хотя нам нужен был правый Водопадный ручей, мы соблазнились снежником. Где еще можно сделать снеговичка в июле и украсить его цветами?

017

Это было не первое посещение снежника в моей жизни, но первое в сопровождении комаров!

018

От снежника мы начали подниматься по крупным камням налево.

019

Перевалили через гребень между ручьями и поднялись к водопаду на правом ручье.

020

Там мы решили закончить наше восхождение. Я искупалась в ванночке водопада, и мы двинулись вниз. Путь на озера шел справа и был весьма крут. Несколько встреченных молодых людей сказали, что они пытались пройти к озерам, но наверху вышли к отвесным скалам, и им пришлось поворачивать назад. Другие молодые люди сумели достигнуть озер, найдя проход справа.
Наш путь вниз был намного проще, чем подъем. Мы спустились по ручью, пошли налево, перевалив гребень между ручьями гораздо ниже, чем на пути сюда.
021

022

На следующий день я, сопровождаемая собаками, пошла на Нефритовый водопад. Первый час до пересечения с Восточным Нырдвоменшором я шла по шикарной дороге. Тверская, не ниже.

023

Больше такого «безобразия» не было. Дальше вездеходка шла то по ручью, то рядом, и тогда мне приходилось идти по грязным колеям. Иногда она просто терялась.

024

В голове вертелся вопрос «Что за техника здесь может пройти?» Ее останки попадались мне по дороге. Еще часа через два дорога последний раз пересекла ручей и пошла слева от него. Начался пологий подъем. Стала видна слева гора Сфинкс с ее двумя вершинами.

025

Скоро я увидела слева от дороги озеро.

026

Миновав его и пройдя еще полчасика, я перешла через ручей, вытекающий из озера. И там я покинула вездеходку, повернув налево по явной колее, идущей в ущелье ручья Северный Нырдвоменшор перед горой Сфинкс. Именно на этом ручье находится водопад. От поворота до водопада около 5 км. Дорога хорошая, но с крутыми подъемами и спусками. Виды красивейшие!

027

Дошла до базы геологов, вернее до ее пепелища.

028

Потом дорога спустилась к ручью и закончилась. Там впадает еще один ручей, и образуется что-то типа развилки. Брать нужно левее. Еще 600-700м карабканья по камням, скалам, и я у водопада.

029

Но его не видно! Какие-то две невнятные струи и ванночка. Чтобы увидеть хотя бы его нижний уровень, я перелезла через левый скальный отрог и увидела ЕГО. Какая энергия и мощь!

030

Весь путь туда и обратно занял у меня 10 часов. Это была замечательная прогулка. Я пожалела только об одном, что я не прихватила с собой кроссовки. Сапоги там необходимы, но часть пути (почти половину) можно пройти и в кроссовках.
На следующий день мы доплыли до Харпа и встали в километре от него на правом берегу. Дома уже были видны. Местные жители на другом берегу ловили рыбу. На другой день мы подплыли к поселку и причалились на галечнике за трубой через реку перед первым порогом.

031

Харп – поселок большой с зоной строгого режима, производством, многоэтажными домами и магазинами. Рядом с рекой там есть гостиница «Собь», метрах в 300 супермаркет. Он небольшой, но все необходимое, включая экзотические фрукты и креветки, там есть по обычным ценам. В этом же здании находится большой хозяйственный магазин, там же мы купили ошейник взамен  потерянного при киле. Продаются рыболовные снасти.
Второй порог находится за автомобильным мостом. Пороги оказались не слишком простыми для каркасной байдарки. Не имея достаточного опыта, мы провели лодку по правому берегу.

032

Часть 2: Харп — Катровож.

В этой части река становится шире, достигая в устье 300-400 м. У нас была высокая вода. Горы видны только издали. Стоянки становятся реже. Но все равно очень красиво. Полная тишина и безлюдие. За три дня мы увидели только одного человека, рыбака из Лабытнанг.

033

034

Погода испортилась. Стало холоднее, пошли дожди. Погода там меняется резко. После дождливого дня мы могли проснуться с солнышком и наоборот. Один раз подул сильный западный ветер. Поднялись волны, река пошла вспять. Пришлось срочно вставать в кустах.
За 4 км до Катровожа к нам подъехала моторка-«такси». Приятный молодой человек Александр предложил нам свои услуги. Он предложил подвезти нас до Лабытнанг за 4 000 за все, я имею в виду нас двоих, груз и собак. Мы договорились с ним на следующий день на 12. Встали мы по его совету на правом берегу у большого дома, где местные хранят лед.

035

На следующий день он приехал минута в минуту. На Оби были огромные волны, и он старался вести нас протоками. Через час сорок мы уже высаживались в 500 метрах от вокзала.
Вокзал там современный, с кафе и залом ожидания на втором этаже. Работает круглосуточно. Лодку мы оставили на первом. В кафе мы и питались. Все было недорого и вкусно. Еще я сходила в баню в городе. Классно! От вокзала до бани идти около получаса. Там есть женские и мужские дни, вторник – выходной. Мне повезло: была среда – женский день. За 180 р я и попарилась, и помылась. А вот мужу не повезло: он попытался воспользоваться душем на вокзале, но там не было горячей воды.
Поезд у нас был утром следующего дня. Стал вопрос о ночевке.   По совету умных людей в Интернете, мы пошли договариваться с проводницей нашего вагона. Поезд там стоит непосредственно у платформы. Договорились. Цена вопроса – 500 р с человека.
В 10 вечера мы уже занимали свои боковушки, размещали рюкзаки и псей. К нашему удивлению, в нашем вагоне было еще человек 15. Утром пришли остальные пассажиры, и мы отправились. Мы проехали станцию Харп, ехали мимо нашей красавицы Соби, величественного Райиза, снежных хребтов, тундры.

036

037

Практические советы.

Мы были рады, что прихватили с собой перчатки и треккинговые палочки. Последние служили нам не только для походов в горы, но и для сушки одежды. Самой бесполезной вещью являлся фонарик.
Собаки у нас спали в тамбуре палатке. Их от комаров спасали спиральки.
Хорошей идеей оказалась закупка продуктов на вторую половину похода в Харпе.