Прогулка по Полярному Уралу

Нас было двое: я и Carsten Volker. Мы очень хотели на Полярный Урал. Точнее очень хотел я, а Карстену было все равно – лишь бы север, да природа. Изучив отчеты, посчитав имеющиеся дни, решили заложить маршрут: разъезд Полярный (пост 108 км) – река Большая Пайпудына – река Большая Уса – плато ИГАН – озеро Большой Хадата-Юган-Лор – перевал Неожиданный – река Малая Уса – перевал Ураганный – озеро Малое Щучье – река Кара – Хальмер-Ю – Воркута.

Выехали из Москвы в четверг 21 июля 2005 года в 19:20 поездом Москва — Лабытнанги. Нам было нужно ехать до разъезда Полярный (на карте значится как пост 108км). Остановки с таким названием нет в расписании, но у проводников в книжечке есть под названием разъезд 110км (!!!), поезд там останавливается на 1 мин. С названием станции полная путаница, но мимо не проедешь. Купили прекрасные боковые полки в плацкартном вагоне. Состав был новый – 2004 года выпуска. Все время работал кондиционер. Я впервые видел, чтобы в плацкарте люди спали под одеялом при температуре за бортом +30. День отъезда был четверг, поэтому туристических групп в поезде было немного – аж 2, и обе в нашем вагоне. То были ребята из Пскова, обе группы разными путями шли к югу от железной дороги в сторону массива Рай-Из. Почитывая книжки в течение почти 2 суток, мы доехали до нашей станции. Случилось это 23 июля примерно в 15 часов. На этой «станции» из поезда «Полярные зори» вышли только мы. На наше счастье, у насыпи стоял грузовик ГАЗ-66. Как объяснил водитель, в субботу мало кто приезжает. После недолгих переговоров водитель согласился за 6.000 руб (примерно 220 долларов) довезти до ручья Золотого по Харбейской дороге. Мы рассчитывали на эту сумму, поэтому согласились, т.к. идти день-два по широкой долине вдоль дороги нам не хотелось. Водитель был человек разговорчивый, обрисовал перспективы местного туризма, варианты забросок. Оказалось, что с помощью своего грузовика он может «бросать» даже на Лонготьеган. Цена же колесного средства по сравнению с гусеничным более привлекательна.

Путешествие по харбейской трассе было достаточно интересным. Оказалось, что само полотно, отсыпанное гравием во времена товарища Сталина, сохранилось весьма хорошо, а вот мосты и трубы, напротив, очень даже плохо. Лихо форсируя реки, водитель пытался показать перед немецким товарищем на что способен его ГАЗ-66. Но немца удивить не удалось, т.к. в Бундесвере он служил срочную водителем Унимога. Через какое-то время нарисовалась первая остановка – 2 палатки ботаников из Питера: экспедиция называется. Палатки стояли около заброшенной буровой, наш водитель завез им хлеб. На другом берегу Большой Пайпудыны виднелись чумы оленеводов. Около ручья Золотой встретили погрузившийся в грязь «Урал» – плод неудачной попытки съездить поторговать к оленеводам. Другой «Урал» никак не мог его вытащить.

01

Наш водитель предложил нам за 1000 руб проехать еще немного по долине Большой Пайпудыны. Мы радостно согласились.

Разгрузка состоялась около озера «Восьмерка» — так назвал его нам водитель. Это озеро находится на левом берегу реки Большая Пайпудына. Дело было уже к вечеру, поэтому пройдя несколько километров в верх по долине реки Большая Пайпудына, мы заночевали.

02

Ближе к полуночи у озерца, что находилось метрах в 700 к северу, появились оленеводы со стадом примерно в 1000 голов. Это оказалась бригада коми-зырян из Салехарда. Бригадиром был многократно упоминаемый во многих отчетах Гаврил Терентьев со товарищи. Мы угостили оленеводов черным хлебом и сыром, они нас чаем и мясом.

04

05

06

 

24.07.2005. Воскресенье.

Утром поели оленины (остатки вчерашних подарков) и выдвинулись вверх по долине реки Большая Пайпудына к долине Большой Усы. В истоках правого притока реки Большая Пайпудына по вездеходной дороге перешли ручей, соединяющий два небольших озера.

07

Далее шли вверх по долине реки Большая Уса, левым берегом. Русла двух небольших ручьев вблизи их устья. Место ночевки вблизи устья ручья Перевальный, левого притока реки Большая Уса.

08

09

 

25.07.2005. Понедельник.

Идем левым берегом реки Большая Уса вверх по долине. Перешли на правый берег, который показался удобнее (напротив устья левого притока, берущего начало под вершиной 750.0). Устье правого притока, берёт свое начало из ледника. Основное русло Большой Усы уже на плато ИГАН (Институт Географии Академии Наук). На плато мы не нашли никаких остатков от базы одноименного института. Как узнал уже в Москве, гляциологи ИГАНа в этом году приезжали на Полярный Урал, чтобы оценить состояние ледничков.

Решили заночевать на краю плато с видом на озеро Большой Хадата-Юган-Лор.

10

11

 

26.07.2005. Вторник.

Спускались к ручью Гидрологов по его небольшому правому притоку, там нам показалось проще. Стрелка ручья Гидрологов ниже «водопада». К озеру спускались левым бортом ручья. Несмотря на небольшие размеры ручья, переправа потребовала некоторых усилий.

У истока Большой Хадаты стояла очередная бригада оленеводов, но уже из Лаборовой.

12

13

14

Бригада почти полностью состояла из школьников. Вместо традиционного чума использовали палатку. Вода в реке была довольно высокая, но бригадир (не запомнил его имени) показал нам брод в километре ниже по течению. Здесь река бьется на отдельные протоки и переходить очень удобно.

15

Здесь оленевод остался удить хариуса, который клевал очень бодро. Далее шли северным берегом озера Большой Хадата-Юган-Лор до его западной оконечности в устье притока.

16

Затем пошли на север по долине притока в сторону перевала Неожиданный. Ночевали примерно в двух километрах к северу от озера.

17

 

27.07.2005. Среда.

Шли, шли и дошли до перевала Неожиданный. В этот год название оправдывалось достаточно большим количеством снега на перевале. В озере под перевальным взлетом плавает лед. Обходить снеговой язык слева нам показалось проще. Там, где снег соприкасается со скалами, идти можно без особых проблем. Отдельные куски снега пришлось обходить по скалам, кое-где скалы обходились снегом. Нашли некое подобие тура, но без записок. Перевал Неожиданный:

18

Далее шли долиной ручья «Перевального», левого притока Малой Усы. Название ручья позаимствовано в одном из отчетов. Верховья ручья вблизи перевала очень пологие, идти весьма удобно. В среднем течении ручья рельеф сложнее, встречаются крутые уступы, приходилось часто обходить их по руслу. Ночевали на берегу Малой Усы, вблизи устья ручья «Перевальный». Дожди у нас были понемногу почти каждый день, но в этот вечер случился настоящий ливень со шквальным ветром.

 

28.07.2005. Четверг.

Утром занялись поиском брода через Малую Усу. Оказалось, что тупо перейти ее в любом месте не совсем получается. Но и больших затруднений не вызвало. Нашли место, где река делится на несколько рукавов — напротив устья ручья Перевального. Глубина брода около 1 метра.

19

20

Тракторную дорогу, нарисованную на карте на правом берегу Малой Усы так и не нашли. Идти по долине Малой Усы было легко, как и по долине правого притока, что течет от перевала Ураганный. Уже к обеду стояли рядом с озером под перевалом Ураганный, к югу от вершины Хойтыпэ.

 

29.07.2005. Пятница.

Хотя перевал Ураганный со стороны Малой Усы выглядит весьма полого и просто, тем не менее, с выходом нам пришлось задержаться – перевал был закрыт облаками после ночного дождя. Когда туман рассеялся, то пошли вверх на перевал.

С перевала открылся самый красивый пейзаж нашего путешествия – ледник Карский и долина Малой Кары.

21

Здесь с нами случилась удивительная история. На перевале остался снежный уступ высотой до 5 метров. Мы не очень внимательно его осмотрели, поэтому нам показалось, что спуск с уступа может быть не безопасен, т.к. уступ переходил в очень крутой каменистый склон. Решили поискать обходные пути. В течении 2 с лишним часов бродили мы по склону горы Хойтыпэ. Я вдоволь наскакался по скальным уступам, наползался по прошлогоднему снегу, пришлось преодолевать ручей рядом с обрывом водопада. Пройти было можно, но сложно. Когда я встретил своего приятеля, то его обходной маневр был тоже полон участками, где нужно было заниматься скалолазанием. Решили слезать по снежному уступу. После внимательного его осмотра нашли место, где высота снега была всего около двух метров. Далее шли по каменной морене слева. Пришлось также несколько раз переходить в брод озеро с ледяной водой.

22

23

После спуска с крутого склона конечной морены, оказались у «истока» Малой Кары, вырывавшейся из-под снежника.

Долина в верховьях широкая, идти удобно. Быстро дошли до озера Щучье, где устроили обед. Озером весьма впечатлились. Нужно будет как-нибудь попасть на Щучьи подольше.

Решили от Малого Щучьего озера все время придерживаться левого берега Малой Кары.

Ночевали у устья Хойтатосё.

 

30.07.2005. Суббота.

Горы постепенно становились ниже, а долина все шире. Идти было очень легко по практически голым террасовидным поверхностям, тянувшимся вдоль реки. Частенько попадались заболоченные участки.

24

Но от устья ручья Гераусваю все больше стало пойменных ивняков. Размер ивы совсем не карликовый (до 3-4 метров); идти трудно. Особенно тяжело пришлось около реки Ерхойяка. Иногда продирание через ивняк облегчалось оленьими тропами. Как выяснилось позднее, оленье стадо прошло пару дней назад.

Ближе к обеду вдалеке увидели чумы очередных оленеводов. Вскоре к нам подъехал абориген на упряжке оленей.

25

В отличие от двух предыдущих встреч, он почти совсем не говорил по-русски. Даже в анекдотах оленеводы говорят лучше. Но держался весьма нахально: потребовал деньги за фотосъемку оленей (было отказано), многократно спрашивал про водку и средства от комаров. Из беседы удалось только выяснить, что их бригада с Ямала (сказал «да» при перечислении возможных вариантов). Поев нашего шоколада, оленевод продолжал следовать за нами на некотором расстоянии, словно телохранитель.

Мы сели обедать у устья небольшого ручья, что напротив устья Большой Кары. В реке увидели сеть. Видимо, она и была причиной ревностной охраны. Только когда часа через полтора мы тронулись в путь, оленевод исчез.

Исходя из карты, примерно в этом месте должен был быть брод. Следов его мы так и не нашли. Оленевод также ничего про возможность переправы нам не сказал.

От стойбища вдоль реки шло много следов нарт, которые довольно быстро вывели нас на вездеходную дорогу.

Вездеходка довела нас почти до самого выхода из каньона Кары, до устья Комашора. Но примерно километра за полтора до Комашора дорога стала уходить на юг, видимо, чтобы пересечь приток в менее крутом месте. Мы же встали на ночь почти у самого устья Комашора, на краю обрыва. Здесь впервые за день смогли оценить каньон Кары в уже, казалось, равнинном месте.

26

Река зажата обрывами метров по тридцать высотой, все бурлит и пенится, где-то примерно на 2-3 по водной классификации. На каяке было бы кататься одно удовольствие. Притоки при впадении в Кару вблизи каньона также имеют отвесные берега. Примерно в километре ниже устья Комашора каньон заканчивается.

 

31.07.05. Воскресенье.

Перебрели Комашор чуть выше устья и примерно через километр вышли на вездеходку, что шла недалеко от Кары. Дорога значительно облегчает движение через добрые полутора метровые ивняки. Пересекли по дороге Полосшор, небольшой ручей, Нылкидшор. Лист карты Q-41-11-12 масштаба 1:100 000 торжественно закончился этой точкой. Далее карт у нас не было, знали только точку GPS брода в 2 км ниже устья некого притока (взято из отчета пермского клуба «Витязь», руководитель Королев А.Ю. 2002 г.) Я испытывал некоторое волнение, поскольку в некоторых отчетах значилось, что дорога старая, заболоченная, почти неразличимая. Найдем сразу или проскочим? Через каких-то пару-тройку километров крупный левый приток. Сдается мне, что это ручей Буршор. А от него … этакий тундровый автобан:

27

Спутать с просто вездеходным следом невозможно, да и идет резко на запад от Кары. По следам стало понятно, что ездит по этой дороге не только гусеничная, но и колесная техника. Ширина дороги немерянная, местами раздваивается, расстраивается, обходя болотистые места. Вначале вездеходка шла в целом на запад, потом уткнулась в Т-образный перекресток, от которого мы пошли на юг. Через километр заночевали у очередного озерца . Переход от Кары запомнился самым длинным холодным дождем, который шел до середины ночи.

А ночью «автобан» оживился – наступил понедельник. Часа в три ночи раздалось урчание моторов, гудки. Мы выползли из палатки и увидели пару белых колесных болотоходов.

28

Оттуда вышли нереально опрятно и чисто одетые мужчины и женщины. Оказалось, что это миссионеры-адвентисты возвращаются после посещения стойбищ оленеводов в Воркуту. Эти товарищи знали практически все оленеводческие бригады, ведь им приходилось объезжать их несколько раз в год. Рассказали они и о «вездеходном автобане». В стародавние времена это был путь снабжения воинских частей на побережье, потом его какое-то время использовал «Газпром». Пожелав нам удачи и выдав некоторое количество религиозных брошюр, адвентисты исчезли в тумане. Им еще нужно было заехать в одно стойбище, недалеко от Хальмер-Ю.

Не успели мы заснуть, как со словами «Panzer!!», нам снова пришлось вставать. Это в сторону Кары гремел траками вездеход с вальяжными питерскими рыбаками. Они не были расположены к длинным утренним беседам; все свидание заняло секунд 40. Смысла спать уже не было и мы начали собираться.

 

1.08.05. Понедельник.

Туман рассеялся. Открылся замечательный вид на уже далекий, в голубоватой дымке, Полярный Урал.

Часам к десяти были рядом с холмом, на котором стоит триангуляционный пункт. Надпись на карте сообщала, что до Хальмер-Ю оставалось около 10 км. С этого расстояния поселок выглядел очень даже ничего: дома присутствовали, слева виднелся южный террикон шахты, справа – северный. Только было очень тихо.

29

Еще одна точка GPS, взятая из отчета группы Королева А.Ю. был брод через Гагаротывис. Было приятно, когда точки практически совпали. Дальше сделали отметку GPS на развилке дорог и уже у южного террикона шахты, куда нас привела дорога. Если стартовать от южного (вспомогательного) ствола шахты, то можно столкнуться с тем, что не понятно куда идти, т.к. очень много следов, и расходятся в разные стороны. В качестве ориентира хорошо придерживаться холма 315.1, он отчетливо виден на фоне остальной плоской тундры. Расстояние от Хальмер-Ю до Кары (устье Буршора) – около 30 км.

От здания шахты через остатки мостов пошли в поселок.

30

31

32

33

34

35

Незадолго до поселка у дороги два небольших памятника: один слева, другой справа. Удивительно, но за ними ухаживают, приносят цветы. Дошли до переезда. У двух пятиэтажек начиналась насыпь бывшей железной дороги на Воркуту. Последний поезд по ней прошел почти десять лет назад.

Я пошел побродить по поселку, пока мой приятель сушился. Идешь по улице: вот в этих стенах были ясли, там детская площадка, снова детский сад. В школе на стенах до сих пор висят детские рисунки. Зашел в Дом Культуры. На полу плакат: «Все на выборы! 1988г». В одном месте поселка набрел на догоравший костер, люди были совсем недавно. В некоторых домах были видны целые стекла и трубы буржуек. Там сделали себе «квартирки» собиратели металла, да охотники с рыбаками. Очень много домов было сожжено; вероятно, так легче собирать металл. Даже башенный кран около пятиэтажки распилили и вывезли. Было очень тоскливо, словно гуляешь по кладбищу.

А в небе неожиданно появился Ту-95. Сделал пару кругов. Я вспомнил, что были какие-то слухи, что собираются сделать Хальмер-Ю полигоном для ВВС. Так и вышло. Через 2 недели В.В.Путин лично расстрелял Дом Культуры в Хальмер-Ю какими-то очень умными ракетами.

Ближе к вечеру пошли по насыпи в Воркуту. Поселок и шахта будут видны нам еще долго. Ночевали в 12 км от поселка.

 

2.08.05. Вторник.

Весь день шли по хорошо сохранившейся насыпи. Мосты уже не все в хорошем состоянии, но для пешехода доступны. До похода мы волновались по поводу моста через Большую Сыр-Яга, т.к. было прочитано, что он чуть ли не разрушен, а река исходя из карты – большая. Но оказалось, что для пешехода мост доступен, а речка легко может быть пересечена в брод.

После моста началась «населенка». Воркутинцы на легковых машинах и мотоциклах ехали за ягодами и грибами. Ночевать в палатке в виду Воркуты (с обеда уже были видны трубы пос. Северный), да еще рядом с оживленной дорогой, нам не хотелось. Решили доехать на машине. Но это оказалось не просто: то не было места, то не хотели брать грязных туристов с большими рюкзаками. Ближе к вечеру, километрах в 10 не доходя бывшей станции Седловая, было нам счастье в виде «Жигулей» и добрых людей. Уже вечером мы пили пиво в гостинице «Воркута». GPS показал, что расстояние от гостиницы до Хальмер-Ю по прямой всего 57 км.

 

3.08.05. Среда.

Поезд был у нас вечером, поэтому решили погулять по Воркуте. Посетили краеведческий музей, там весьма интересная экспозиция про ГУЛАГ. Рекомендую.

Под впечатлением музея сходили в брошенный поселок Рудник, откуда, собственно, начиналась Воркута. Идти пришлось через аварийный мост, о чем честно предупреждала табличка на берегу. Из интересного осмотрели более чем скромные памятники жертвам ГУЛАГа.

Вечером выехали в Москву. На этом наши приключения на Полярном Урале закончились.

 


Примерная нитка маршрута сделанная по координатам точек автора:

Маршрут через Полярный Урал


Участники: Бедарев Дмитрий (Россия) и Carsten Volker (Германия).

Дмитрий-Бедарев (Москва)Автор: Бедарев Дмитрий (Москва)
E-mail: bedarev-dm@mail.ru
SOBSKI edition