Кайты над Полярным Уралом

Весенние кайт-поездки на север уже становятся доброй традицией. В прошлом годы мы были в Воркуте, а в этом решили поехать на Полярный Урал.
Путешествие началось 10 апреля 2015 года с Ярославского вокзала и поезда Москва-Лабытнанги.

Поезд Москва - Лабытнанги

Вот и наша команда: Тема Mawerik, Леха MadLamb и я.

Поезд Москва - Лабытнанги

Маршрут следования нашего поезда полностью совпадал с воркутинским, описанным в прошлогоднем отчете , посему здесь буду краток:)

Долгая остановка в Котласе.

Поезд Москва - Лабытнанги

Проведя в поезде 2 ночи и один день участники PUKE выгрузились на станции Чум, что в 100 километрах западнее гор Полярного Урала. В среде лонг-дистанс кайтеров уже стало трендом называть свои мероприятия созвучной латинской аббревиатурой. Все началось с норвежского VAKE, затем появилось TOKE, TAKE, ну и тут мы со своим PUKE — Polar Ural Kite Expedition)) Экспедиционеры планировали двигаться от станции Чум на лыжах под кайтами на восток, добраться до гор Полярного Урала, пересечь границу Европа-Азия, границу Коми-ЯНАО, разведать район с точки зрения кайтинга и в итоге закончить свой путь в городе Лабытнанги, откуда отбыть поездом домой. Мероприятие было полуавтономном, с частью холодных ночевок и частью в тепле. Недельный запас еды и прочее снаряжение везли в санях. Некой страховкой на маршруте была железная дорога Чум-Лабытнанги, параллельно которой мы двигались по тундре.

 


8 дней на севере.

День первый.

Перед стартом на станции Чум.

Кайтинг на Полярном Урале Станция Чум

Было не холодно, но дул сильный ветер 10-15м/с, и временами шел снег. Быстро стартануть не получилось. Из-за наличия саней, глубокого снега и сильного рваного ветра у меня и у Лехи порвались/отвязались силовые стропы. Устраиваем полевой ремонт в не самых комфортных условиях.

Кайтинг на Полярном Урале

В итоге, починив оборудование, мы начали свой путь на восток к горам. В первый день маршрут пролегал по руслу реки Усы. Временами выглядывало солнце, что способствовало налаживанию жизни в заполярной тундре.

Пройдя остатки пристани Вом-Воркута, деревню Никиту и порядком утомившись от сильного ветра, под вечер мы находим поперечный руслу овраг, где дует не так сильно, и разбиваем лагерь.

Кайтинг на Полярном Урале лагерь


День второй.

Проснувшись мы долго приходили в себя, но к обеду все же собрались и вышли на лед Усы, чтоб продолжить наш в путь к горам. Погода была такая же, как и в предыдущий день, разве что ветер был чуть по-слабее, попутный 9-10 м/с. Первое время мы двигались по реке, но где-то в районе поселка Елецкий увидели впереди сужение и вышли в тундру южнее русла. Здесь леса, который попадался раньше по берегам, уже не было, лишь редкие кусты иногда встречаются между пологих сопок. Весь день была сплошная облачность, а это значит, что в тундре все белое вокруг на 360 градусов. Глазу зацепиться не за что, разве что за те самые редкие кусты. Идем по приборам постоянно сверяя наш курс с навигатором. К вечеру мы добрались гор, подошли ближе к железной дороге Чум-Лабытнаги в районе станции Полярный Урал и почти незаметно оказались в Азии. Из-за пурги и приближающейся темноты осмотр стелы на границе континентов решили перенести на другой день, а сейчас успеть добраться до разъезда 110км, где среди заброшенного поселка Полярный есть теплая база Перевал.

В сумерках добрались на 110 км.

Кайтинг Полярный 110 км

Пурга, видимость плохая. Складываем кайты, дальше пешком.

Кайтинг на Полярном Урале

Селфи с санями после 100 км тундры и пурги.

Кайтинг на Полярном Урале

А вот и пацыки подтягивают

Кайтинг на Полярном Урале

Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Полярный 110 км Дом Культуры

Снег в этом году есть!

много снега на Полярном Урале

Замученные пургой участники PUKE добрались до тепла.

Турбаза Перевал на Полярном Урале

Гостиница Перевал. Бывший дом отдыха геологов, а в настоящее время частная гостиница. 3 этажа, все удобства, легко разместит пару десятков человек, еда только своя нужна. И все посреди вечной мерзлоты, гор и заброшенных конструкций. Сейчас мы здесь одни. А кому еще тут быть в это время? Хотя, говорят, туристы испанцы заходили недавно)

Разложили сушить тряпки на втором этаже

Кайтинг на Полярном Урале

 


День третий.

Вид из окна на утро. Под нами заброшенный поселок геологов Полярный, за ним горы Полярного Урала.

Посёлок Полярный 110 км

База Перевал в свете дня.

Теремок база Перевал 110км

Подкрепившись, мы поехали смотреть пропущенную вчера стелу Европа-Азия.

По тундре, по железной дороге.

Кайтинг на Полярном Урале

Снегозаграждения вдоль железки. Высотой в 6 метров. Кое-где они засыпаны снегом полностью.

Прибыли на точку.

Кайтинг на Полярном Урале 020

Граница континентов.

Столб Европа - Азия

Вот и торжественный момент)

Столб Европа - Азия

Рядом со стелой обнаружили памятник достойному сыну Коми В.Н. Латкину, исследователю края.

Памятник Лопаткину

Тем временем мимо нас прошли 2 Газушки, легкие гусеничные вездеходы.

Газ-71 на Полярном Урале

Дорога одна, транспорт разный.Теперь нам скакать по их колеям.

Кайтинг на Полярном Урале

Дороги севера.

Следы вездехода на Полярном Урале

На самом деле король дороги тут один — это поезд. все остальное так, недоразумение. Вот он сжигая соляру, поднимается на перевал Европа-Азия.

Поезд Воркута-Лабытнанги

Но вскоре на самом интересном месте наступило оно…
Одиночество

Кайтинг на Полярном Урале
Одиночество, это когда ветер пропал, и ты стоишь один посреди тундры и ничего поделать не можешь.

Кайтинг когда нет ветра

Для борьбы с одиночеством мы сложили кайты и направились с близлежащему зданию станции Полярный Урал, что находилось в паре километров от нас. Но станция эта не для пассажиров, а для работников железной дороги, кассы и зала ожидания не предусмотрено. Однако в некую комнату нас посадили.

Вокзал станции Полярный Урал

На станции было настолько жарко, что мы сняли верхнюю одежду и развесили сушить.

Вокзал станции Полярный Урал

После недолгих переговоров с сотрудницей станции Инной мы были напоены чаем и накормлены отменным супом с фрикадельками.
Тема прилег отдохнуть после горячего.

Вокзал станции Полярный Урал

Тем временем пришел вот такой снегоуборочный поезд «Хозяйка», куда мы были посажены по протекции Инны, чтоб быть доставленными к себе на 110км

Дрезина хозяйка на Полярному Урале

Железка в сумерках.

Северная Железная Дорога Ночь
Гостеприимная станция Полярный Урал.

Станция Поряный Урал
На 4й день нашего пребывания в тундре дали хорошую погоду, то есть солнце. А с ветром там и так все хорошо. Либо дует восток/запад по ущелью вдоль железки, либо север с реки Пайпудыны.

Кайтинг на Пайпудынский Хребет
Этот день мы решили посвятить просто радостному отрыву по близлежащим горам.

Кайтинг на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале
Позже мы устроили кайт-сафари по заброшенному поселку геологов. Катались по крышам домов и другим конструкциям занесенных снегом. Мэдлэмб прыгал с домов, а я снимал его на видео (которое лежит несмонтированным). В общем классно время провели)

Вот немного движущейся картинки, чтоб вы имели представление:

 


День пятый.

С утра я пошел на экскурсию по заброшенному поселку.

 

Во второй половине дня мы все же раскладываем кайты и уезжаем в горы.

Кайтинг на фоне Рай-Из
Фотосессия на фоне тысячников Полярного Урала.

Кайтинг на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале

Этой ночью мне не спалось и в 3 часа по ямальскому времени я вышел посмотреть на рассвет.

Турбаза Перевал на Полярном Урале

Гора Динозавр и поселок Полярный. Справа горит лампочка на посту у железной дороги.

Гора Динозавр на Полярном Урале


День шестой.

Парни собираются пробивать путь через Нефритовое ущелье на юго-восток к Соби и далее по реке к поселку Харп, а я остаюсь еще на день на базе, чтобы поехать на экскурсию к оленеводам, остановившимся поблизости.

Кайтинг на Полярном Урале

MadLamb на фоне заброшки Полярного.

Кайтинг на Полярном Урале

Провожаю парней взглядом. Тема Маверик и его бессменый Экстази 2-12

Кайтинг на Полярном Урале

Полярная собака железнодорожника Константиныча тоже всех провожает.

Собака на Полярном Урале

Ну а теперь пора в гости к оленеводам.

Оленеводы на Полярном Урале

Рядом с чумом стоит с десяток саней, для перевозки пожитков. Тропа направо указывает куда ушло стадо оленей искать пищу.

Этнотуризм на Полярном Урале

По мере моего приближения залаяли собаки, и из чума вышел оленевод Гаврила. Пригласил зайти внутрь. В чуме тепло и комфортно. Толстые доски защищают от холодной земли, а шкуры натянутые на жерди от ветра и снега. Посреди большая печь. Она же плита. Старшие дочери учатся в интернате в Воркуте, а младшая пока здесь в родителями.

В чуме оленевода

Оленевод Гаврила с женой и дочкой.

Семья оленевода в чуме

Отпив чая в чуме, я распрощался с Гаврилой и его семьей и отбыл патрулировать снежные просторы Полярного Урала.

Этнотуризм на Полярном Урале

Кайтинг на Полярном Урале

Этот вечер был особо сладок для кайтинга в долине Пайпудыны средь редких лиственниц.

Кайтинг на Полярном Урале

Встречаю закат на одной из окрестных гор.

Закат на Полярном Урале


День седьмой.

Раскатываю долину Соби, подбираюсь к горе Динозавр.

Гора Динозавр зимой

В каньоне ручья.

Кайтинг на Полярном Урале
В этот день была заключительная каталка в горах. И теперь я стою на путях в ожидании поезда в Лабытнанги.

Кайтинг на Полярном Урале
Как это ни странно, но в поезде я встречаю кайтера из Казани Равиля mravil, который едет на близлежащую станцию Собь раскатывать уральские склоны. После нескольких лет виртуального общения в сети мы впервые встречаемся в «бичевозе» Воркута — Лабытнанги:))

Кайтер из Казани Равиль

Станция Харп. Здесь я должен встретиться со своими парнями, но они телеграфируют, что залипли на турбазе Красный треугольник и не успели запрыгнуть на поезд, ждать их теперь завтра в Лабытнангах.

Вокзал посёлок Харп


День восьмой заключительный.

А вот и Лабытнанги, что в переводе на русский — семь лиственниц. Переночевав на вокзале в так называемой комнате отдыха, я отправился покорять просторы Оби.

Вокзал город Лабытнанги

На льду Оби, порт Лабытнанги.

Кайтинг на Оби город Лабытнанги

Знаменитая переправа Салехард — Лабытнанги. Теперь и на кайте:)

Кайтинг на переправе Салехард-Лабытнанги

На выезде с переправы в Салехард красуется скульптура мамонта.

Мамонт на берегу Оби Салехард

Сливаюсь по ветру к Салехарду, это около 10 км от переправы по реке. Речной вокзал.

Речной вокзал Салехард

Добравшись до некого столба торчащего из обского льда напротив центра Салехарда, я ставлю галочку, что город взят, и возвращаюсь в Лабытнанги встречать товарищей с поезда и отбывать во-свояси.

Кайтинг на Оби Салехард

Вернувшись обратно в Лабытнанги я иду на вокзал пообедать и принять душ за 100 рублей. Пока суть да дело, тут и парни приехали на вечернем бичевозе. В ходе расспроса выяснилось, что путь от 110 км на восток тупиковый. Ущелье, по которому они шли, сужается и зарастает лесом, движение на кайте становиться невозможным. Долина реки Собь ниже впадения Пайпудыны так же не располагает к кайтингу. Часты промоины, рваный ветер и деревья с кустами превращают кайтинг в сущий ад. В итоге, пройдя сколько можно, они посадили кайты на деревья в густом лесу, поскитурили немного, помучались на Соби и остановились на некой базе Красный Треугольник, откуда не смогли уехать из-за душевности хозяина и затупили там еще на сутки:) Но сейчас мы снова вместе и идем ночевать в прибывший поезд Лабытнанги-Москва, на котором нам светит уехать домой на следующее утро.

По итогам экспедиции выявлены приоритетные места для зимнего кайтинга в Районе Полярного Урала. Это район от станции Чум до станции Собь. Здесь сочетаются речной, тундровый и горный кайтинг. Близость железной дороги и минимальной цивилизации на всем пути не дадут вам пропасть без вести. Однако телефоны здесь не ловят, нужно брать спутник, кто хочет быть на связи. Кому хочется еще по-суровее, возможны более экстремальные маршруты по долине Пайпудыни и сообщающимся с ней долинам с выходом к Воркуте либо к трассе на Обская-Бованенково. Кому хочется лайт-варианта, возможен заезд на базу с провиантом и безмятежная каталка со стартом в 10 метрах от крыльца) До встречи на Северах:)

Конец.

 

Андрей КузинАвтор:
Андрей Кузин
(г.Москва)
Журнал автора