Полярный Урал 2011

23.07.2011 — день первый. Стапель

IMG001Поезд прибыл на 110 км в 14.45. Стоянка 1 минута, но поезд ждал пока все выйдут. Мы выгружались через основную дверь, а для питерцев проводник открыл вторую дверь. У питерской группы вещей было много, и они выгружались долго, минут пять.

От железной дороги до реки около 300 метров по прямой, или раза в полтора больше по вездеходной дороге. За две ходки перенесли все вещи к реке и начали стапелиться. Сильный ветер сдувал всех комаров и мошку, причин спешить не было, мы и не спешили. Сборку нашего плавстредства непонятного типа закончили после 19 часов. Сходили попрощаться к питерцам, они никуда не собирались, встали на ночь. Отплыли.

IMG002Нам повезло: в это время воды в Соби много, протаскиваться на веревке не пришлось. Через 10 дней, когда возвращались, посмотрели на реку из поезда — если бы было столько же воды, пришлось бы тащить катамаран с лодкой до устья Пайпудыны как минимум. Течение очень быстрое. Через час решили, что наша гребля погоды не делает и расслабились — гребли только на поворотах.

IMG003

 После станции Собь мест для стоянки много, выбрать можно на любой вкус. Встретили сыктывкарцев, которые уже встали на ночь. Отплыли еще примерно километр и около 23 часов встали на стоянку. Место хорошее, ровное. Всего пройдено за день — 12 км по воде.

IMG004

24.07.2011 — день второй. Водопад

Встали поздно. Позавтракали, и около 11 утра отплыли. После устья ручья Вост. Нырдвоменшор вытащили лодку и катамаран на берег, спрятали их в кустах. Пообедали на высоком берегу в лесу и около 17 часов вышли по вездеходной дороге в сторону водопада.

Дорога только на словах идет вдоль ручья. На самом деле ручей то и дело пересекает дорогу, несколько километров дорога вообще идет прямо по руслу ручья и приходится брести по колено в воде. Но это все равно лучше, чем идти по предгорной тундре.

Через 10 километров, в долине, где сходятся Восточный и Северный Нырдвоменшор, дорога раздваивается, и нужно свернуть налево, к ручью Северный Нырдвоменшор. Начинается резкий подъем в горы, окрестности становятся красивее. В километре от водопада дорога заканчивается, дальше нужно ползти по камням и скалам. В камнях на берегу ручья видели чью-то нычку, возможно геокэшеры развлекаются. Трогать не стали.

IMG005К Нефритовому водопаду вышли ближе к полуночи. Без скалолазнания видны только первые две ступени, что там дальше непонятно. Но все равно очень красиво. Посмотрев на водопад вернулись обратно на 2.5 км и в 1.45 встали на ночь в красивом ущелье у ручья. Место для стоянки выбрать трудно, но поляна оказалась неплохая, только ветрено. На поляне есть скамейка и костровище. За день пройдено: 13.5 км по воде и 16.5 км пешком.

25.07.2011 — день третий. Возвращение к Соби

Отсыпались после похода на водопад, встали поздно. В ущелье сильный ветер, поэтому рассиживаться не стали. В 13 часов вышли, до реки добежали за 3 часа. Поставили палатки на вчерашнем месте. Место хорошее — красиво и ровно, но во время урагана здесь оставаться опасно — может и деревьев навалить. Пообедали. Побродили по лесу, грибы есть, но мало. Порыбачили, тоже безрезультатно. К вечеру зарядил дождь и все разбрелись по палаткам. Ночью был сильный ураган, но нам повезло, деревьев на палатки не нападало. Всего пройдено за день 11.5 км пешком.

IMG00626.07.2011 — день четвертый. Сплав по Соби

С утра вытащили катамаран и лодку из кустов, снова связали между собой, загрузились и около 13 часов отплыли. Сразу же встретили на берегу группу туристов из Нижнего Новгорода и Подмосковья. Они ночевали на открытом месте и у них ураганом разметало всё. Рыбы они тоже не поймали.

Поскольку уже скоро должен быть поселок Харп, а вечером нам туда не нужно, решили вставать на ночь. Всего сплавлялись за день 2.5 часа и прошли 13 км. Место не очень ровное, палатки ставили прямо на карликовой березе. Вечером сходили за грибами, Сашка в это время покидал спиннинг. Грибов мало, даже на суп не хватит, рыбы опять нет.

IMG00727.07.2011 — день пятый. Харп

Сегодня трудный день, но встали все равно поздно. В 12 часов отплыли, через час с небольшим уже были в поселке. Сходили в магазин, потом сходили разведали Харпский порог. Порог несложный, но все равно решили отвязать лодку от катамарана. Сначала протащили лодку со всеми вещами на веревке вдоль берега, а потом весело пролетели порог на катамаране прямо по центру.

IMG008После порога расслабились, и проскочили устье реки Енга-Ю, даже не подумав, к какому берегу пристать. Из-за этого после пришлось несколько раз переходить Енга-Ю вброд, что не просто, особенно около устья.

IMG009Снова встретили сыктывкарцев, пообщались на берегу. Они собирались спускаться дальше, за рыбой, а у нас сплавная часть закончилась, дальше только пешком. Разобрали катамаран, спустили лодку. Спрятали в лесу плавсредства вместе с излишками еды, пообедали и пошли вверх вдоль Енга-Ю. На первом повороте с большим трудом перешли вброд на левый берег, прошли лесом пару километров и вышли к дороге на рудники. По дороге прошли еще 5 километров и в полночь встали на ночевку неподалеку от моста через ручей Кэрдоманшор. Место ужасное — ровной поляны не найти. Спали на старой вездеходной дороге, подложив под палатку веток лиственницы. Прошли за день по воде — 7.5 км, пешком — 8 км.

28.07.2011 — день шестой. Дорога к рудникам

IMG010Встали как обычно поздно, вышли только в 13 часов. Шли сначала по дороге, потом решили срезать путь по вездеходной дороге, в результате потеряли около часа и вышли снова на дорогу. Дошли до бывших озер Гераулыты. Сейчас вместо каждого из озер котлован, заросший травой и 2-3 небольших озерка в нем. Дорога проходит совсем близко, поэтому вставать там не стали, а пошли дальше к леднику. К 18 часам дошли до ручья, вытекающего из ледника. В этом месте на дороге вовсю шла стройка, правда людей не было, только техника. Но деваться некуда, начали искать место для стоянки. Поставили палатки на камнях, в ста метрах от дороги. Площадка ровная, спать было просто замечательно. Начали готовить ужин и тут приехал бульдозер, спустился с дороги и начал расширять ручей недалеко от нас. Сниматься с насиженного места не хотелось, да и некуда, поэтому засыпали под шум работающего катерпиллера. За день прошли 11.5 км.

IMG01129.07.2011 — день седьмой. Ледник

IMG012Мы с Сашкой встали в 7 утра! Сходили на разведку вездеходной дороги, которая ответвляется от дороги на рудники чуть дальше и уходит в горы. К 9 утра вернулись в лагерь, к тому времени народ начал вылезать из палаток. К 11 часам свернули лагерь, спрятали вещи и вышли налегке. Решили идти в обход, по дороге, которая оказалась даже не вездеходной, а бульдозерной, оставшейся после геологоразведки. Поднялись на перевал, высота 780 метров. Дорога закончилась и последний километр шли по камням по прямой, с небольшим уклоном вниз. Всего дорога до ледника заняла 3 часа. Ледник Романтиков находится в чаше ущелья, и издалека видно только часть его верхушки. Полностью он открывается только совсем вблизи. Очень красивый. Попили горячего шоколада, пофотографировались и пошли обратно. Спускались напрямую, вдоль ручья. Дошли до лагеря за 1.5 часа.

Пообедали, и в 17.30 вышли на дорогу обратно к поселку. Водители на третий день нас уже узнавали, махали руками и останавливались. В конце концов мы попросились подвезти, и нас по двое в машине отвезли до места. На самосвалах удалось сократить первой уехавшей группе около 10 км, последней — километров 5.

В 9 вечера встали на ночевку на берегу Енга-Ю. Место на обрывчике хорошее, ровное и комаров с мошкой сдувает. Внизу на камнях ровная площадка для бани. Всего за день прошли (проехали) 25 км.

30.07.2011 — день восьмой. Дневка

IMG013Дневка. Сашка сходил на озеро Енгаты. На озере прыгая по камням сломал спининг и вернулся ни с чем. Мы со Светкой пошли в «пивную радиалку»: дошли до нычки с лодками, принесли немного еды и пива. Шура весь день топил баню. Наконец-то набрали грибов, что даже хватило на суп. Ну а вечером — баня.

IMG01431.07.2011 — день девятый. Возвращение

Вся программа похода выполнена, до поселка 5 километров, а время еще есть. Поэтому не спеша собрались, переместили лагерь поближе к поселку. Встали на берегу Енга-Ю, на полянке для пикников — скамеечки, костровище. Принесли спрятанные лодки и еду, опять пришлось переходить Енга-Ю вброд. Снека со Светкой сходили в поселок, позвонили в такси и договорились на счет машины. Вечером опять пошел дождь, пришлось забираться в палатки. Прошли за день 4 с небольшим километра.

01.08.2011 — день десятый. Отъезд

Дождь шел всю ночь, так и не закончился. Собрали вещи, вышли в поселок. К 10 утра подъехал грузопассажирский «Соболь», на котором всего за 800 рублей доехали до Лабытнанг. На вокзале оказалось, что на поезд «Лабытнанги — Москва» билеты остались только в купе, и только верхние. Но нам повезло — в этот день шел «детский» поезд «Лабытнанги — Анапа», на который из-за карантина в лагерях начали продавать билеты и взрослым. На нем мы и уехали, даже не пришлось ночевать в Лабытнангах. Правда Салехард посмотреть уже не успели.